Правила стартапа Михаила Перегудова, СЕО «Партия еды»

У нас был довольно интересный запуск: мы не тестировали ничего на лендингах, напротив, первые два месяца работали без сайта — хотя это довольно странно для интернет-магазина. Если быть точным, у нас была страница, но самая элементарная. Да, речь идет о лендинге, но он был сделан буквально за пару часов.

Лень — это стремление к покою. Покой стремится к своему высшему идеалу — абсолютному покою, вечному покою. Лень — это смерть в миниатюре.

Я не знаю как работать НЕ в кризис. Запрет на ввоз продуктов из США и Европы ввели 14 августа — за три дня до нашей первой доставки. Спустя четыре недели у нашего банка отозвали лицензию. За час мы потеряли почти миллион рублей. Утром он был, а в обед уже нет. Серьезный удар для компании, работающей месяц. Мы сжали зубы, приняли меры и выкарабкались (я так и не понял как). Дальше хуже: к концу года из-за курса резко выросли цены на продукты у поставщиков. Мы запускались, когда другие подобные сервисы закрывались или терпели убытки. Знакомые, увидев меня, первым делом сочувствовали: «Ну как вы, держитесь еще?»

Неопределенность, паника, разорившиеся партнеры, растущие цены, борьба и даже драки (в буквальном смысле) за товар — обычные будни нашего отдела закупок.

Сталкиваясь с проблемой, я испытываю обиду, злость, упадок, разочарование. Но я приучил себя к правильной реакции: почти сразу в голове поворачивается ключ и мозг начинает работать в поисках ответа на вопрос «А что это может нам дать?»

Интересно. Мы часто считаем, что масшаб решения должен соответствовать масштабу проблемы. А на деле серьезная проблема исправляется простейшим действием.

Каждый месяц я пишу новое письмо для клиентов «Партия еды». Мы распечатываем эти письма и вкладываем в каждую коробку. Обычно это довольно личные письма.

Клиенты — главное, что есть у компании. Они приносят деньги, без которых бизнесу не жить. Но делать одних людей счастливыми за счет других — недальновидно. Уставший и злой сотрудник не сделает клиента счастливым (вспомните «Почту России»). Значит, мы должны заботиться обо всех, с кем соприкасаемся.

Сначала компания обслуживает интересы клиентов, потом сотрудников, потом партнеров, потом акционеров. Именно в таком порядке.

Мы дружим с клиентами. Не просто осуществляем продажу, а дружим. Мы заводим отношения: всерьез и надолго. Продажа — следствие этих отношений, а не их причина (как бывает в других компаниях). Это базовое отличие в нашем подходе. И это не просто слова для блога или для совещаний с сотрудниками. Это бизнес-стратегия.

Мы общаемся с клиентами там, где им удобно: по телефону, емейлами, смсками, во всех социальных сетях, в онлайн-чате и во всех популярных мессенджерах. И в любое время: большую часть продаж мы оформляем после окончания стандартного рабочего дня, некоторые поздно ночью. Менеджеры сами решают, в какое время им работать.

Наш подход больше похож на продажи в b2b, чем в ecommerce. Точнее у нас получился гибрид. Мы генерируем поток лидов и активно продаем. У нас не операторы колл-центра, а полноценный классический отдел продаж.

Красивый сайт — это важно. Но первые два миллиона мы заработали до того, как запустили хоть какой-то сайт. Просто выкладывали на домене меню в pdf, дублировали его в соц. сети и продавали. Это сила продаж.

Важнее продаж только повторные продажи. Не уделять им внимание — преступление против бизнеса. Мы намертво вцепляемся в клиентов, если они сделали хоть один заказ. Им, кстати, это нравится.

Не думаю, что мы делаем что-то особенное в маркетинге. Просто делаем все чуть лучше других. Воспитываем в себе перфекционизм. Но я дам очень простой совет: наймите хорошего дизайнера. Очевидно, но почему у 95% компаний плохой дизайн? В «Партии еды» мы наняли дизайнера раньше, чем шеф-повара. Это был наш первый сотрудник.

Самый отчаянный и инновационный маркетинг, по-моему, делается в двух сферах: порноиндустрии и инфобизнесе.

На конкурентов мы стараемся не обращать внимания. Есть конечно клиенты, которые идут к одним, потом к другим, сравнивают, обсуждают.Но я за ними, разумеется, не слежу. Когда делаешь что-то лучше других, конкуренция не представляет серьезной проблемы.

Я установил для себя правило: каждый месяц вносить изменения в продукт, видимые для клиентов. Улучшать что-то, что можно увидеть, потрогать, понюхать.

Доставить 500 коробок, 5 000 коробок или 50 000 коробок в неделю, и при этом сохранить качество — в этом заключается задача. Я уверен, что это невозможно сделать без:

  • Стандартизированных бизнес-процессов
  • Автоматизации этих процессов с помощью современных технологий
  • Правильной корпоративной культуры

Убежден, эти три пункта — важнейшие для развития любой компании на потребительском рынке в долгосрочной перспективе. Сегодня мы в начале пути, мы маленькая компания. Но если хочешь стать большим, ты должен думать как большой, вести себя как большой. Ты должен готовиться заранее.

Очень хорошая фраза: сегодня мы имеем то, что заработали вчера. Если сегодня все хорошо, это не значит, что можно расслабиться. Потому что завтра мы получим то, что зарабатываем сегодня. Это правило невозможно обмануть, оно работает как в бизнесе, так и в жизни.

 

 

Использованы материалы из личного блога Михаила и страницы на Фейсбуке.

Оставить комментарий

Ваш E-Mail не будет опубликован.


*