Нужна ли стартапам корпоративная культура?

Sergei Suchkov Radario


Сергей Сучков, со-основатель платформы для монетизации бизнеса в индустрии развлечений Radario, поделился опытом развития корпоративной культуры в стартапе.

 

Нужна ли стартапу внутрикорпоративная культура? Как поймать удачный момент для ее внедрения и на что стоит обратить внимание? Для нас эти вопросы возникли через 2 года после запуска компании.

Чаще всего о создании корпоративной культуры задумываются с появлением первых коммуникационных проблем в коллективе: отсутствием мотивации у сотрудников, изолированностью подразделений компании и разобщенностью, отсутствием понимания процессов и целей компании у сотрудников. Однако, если предупредить появление сложностей, процесс создания корпоративной культуры пройдет быстрее и с меньшими издержками. К данному вопросу стоит подойти ответственно: это направление требует постоянного внимания и комплексного подхода. В конце концов, йога для сотрудников — еще не корпоративная культура.

Когда же стартапу стоит задуматься о внутрикорпоративной культуре?

В случае, если вы находитесь на начальной стадии развития, у вас десяток специалистов с горящими глазами, готовых сутками сидеть в офисе и работать за еду — лучше накормите их и отложите идею развития корпоративной культуры до момента, когда у вас будут средства и реальная в этом необходимость. О внутрикорпоративной культуре стоит задуматься с увеличением объемов работы, сотрудников и количества направлений компании, с подключением новых рынков и открытием представительств в новых регионах и странах. Программа развития корпоративной культуры для каждой компании индивидуальна и должна быть направлена на решение конкретных задач. Расскажу о них подробнее и, как водится, с примерами.

Повышение заинтересованности каждого сотрудника в развитии компании.

Любая работа должна быть эффективной, именно из этих соображений придумали офисы и рабочий график. На первых этапах развития стартапа команда постоянно находится в «точке кипения» , напрямую видит результаты своей работы, чувствует важность своего вклада в общее дело. Однако, с расширением бизнеса, увеличением числа сотрудников, круга задач и рабочих направлений могут появиться серьезные проблемы с мотивацией сотрудников. Важно, чтобы каждый из членов команды любил то, чем занимается. В противном случае никакая система мотивации вам не поможет.

Мы разработали собственную программу мотивации Radario. Отталкиваясь от мысли что компания – это маленький (а подчас и большой) город, мы ввели внутрикорпоративную валюту, «радарики». Радарики начисляются при приеме на работу, достижению очередных 0.5 лет работы в компании (при условии участия в отчетном корпоративном мероприятии), а также активном участии в развитии компании, личных и командных достижениях, новых идеях/субпроектах, приносящих пользу компании. За усердие в реализации своих задач, за переработки, за привлечение в компанию достойного специалиста из своего окружения. Прямой конвертации у радариков в денежный эквивалент нет, но есть широкие возможности их потратить: годовой абонемент на фитнес, оплата отпуска, обучение и семинары, развлечения, книги и многое другое. Система работает лишь несколько месяцев, но даже сейчас видно, что она работает: баги ищутся быстрее, повысилась активность сотрудников, больше внимания уделяется результату, а не процессу работы.

radario

Оживление информационных потоков внутри компании.

Расширение и увеличение количества отделов зачастую ведет к их информационной изолированности: о расширениях знает лишь отдел развития, о технических фишках в курсе лишь разработчики. Мы создали кoрпоративный блог компании на facebook.com для того, чтобы каждый сотрудник компании был в курсе текущих событий и целей компании. Более того, мы реализовали образовательную функцию: каждую неделю мы делали подборку публикаций на определенную тематику и получали обратную связь от сотрудников. Именно «делали», в прошедшем времени. Сначала идея и правда была воспринята с энтузиазмом, но уже к третьей-четвертой неделе активность спала. Данный блог с самого начала носил рекомендательный характер, превращать его в «обязаловку» мы не хотели. Мы поговорили с командой, выяснили, каким они хотят видеть этот блог, и перевели его из еженедельного формата в ежемесячный. Сейчас там можно найти как узкоспециализированные статьи, так и материалы, проясняющие тонкости механизма работы компании в целом.

Поддержание командного духа и сплоченности коллектива.

Сплоченность команды легко сделает рабочий процесс более гибким и отчасти саморегулируемым. Как ее достичь? Решений множество: от корпоративных выездных мероприятий до коллективных занятий балетом или скалолазанием. Большое внимание мы уделяем тимбилдингу: он помогает собрать вместе всю команду, даже тех, кто работает удаленно. Игровая форма деловых игр может помочь совместить приятное с полезным: так, мы прорабатываем основные механизмы работы компании и решаем потенциальные задачи. Например, летом 2014 года мы проводили конкурс, где предложили сотрудникам придумать концепции стартапов. За 1 час нужно было разработать логотип, рекламный слоган, продумать бизнес-модель и стратегию реализации продукта в течение 1 года. На презентацию было выделено 5 минут, за которые каждая команда должна была рассказать о себе. Казалось бы, довольно простое решение, а результат был отличный: выстроили коммуникацию между сотрудниками разных отделов, помогли сотрудникам самим разобраться и составить широкую картину происходящих в компании процессов и, наконец, мы смогли проверить знания сотрудников о тех сферах, в которые вовлечен наш бизнес.

На мой взгляд, корпоративная культура важна как для крупных компаний, так и для стартапов. В конце концов любая компания — это люди, которые двигают ее вперед, и важно чтобы руководство и сотрудники смотрели в одном направлении и плодотворно работали на общий результат, а отделы компании образовывали крепкую команду, способную двигать горы. Стартап – это гибкая система, аккумулирующая вокруг себя единомышленников, вы можете творить историю в том числе и внутри команды, пробуя и ошибаясь.

Оставить комментарий

Ваш E-Mail не будет опубликован.


*