Как создать стартап в регионе и развить его в кризис

Александр Бочкин

 

Александр Бочкин, создатель системы учета рабочего времени CrocoTime, директор компании «Инфомаксимум»

 

 

Возможно ли создать успешный стартап-проект в регионе без спонсоров, дотаций и большого бюджета? Не сказать, что легко, но все же реально. В доказательство наша история.

Путь к идее

Программирование всегда было делом моей жизни, потому еще на втором курсе факультета электронной техники Мордовского университета мы с приятелем попробовали создать свой первый продукт. Это была программа шифрования данных. В первый же день после размещения ПО на канадском хостинге у нас закончился лимит по трафику – было слишком много загрузок. Сама же программа несмотря на популярность была сырой, например, после ее установки на некоторых компьютерах переставал грузиться Windows. Это нам явно показало, что мало иметь одно только желание создавать что-то полезное и интересное, нужно быть готовым к этому технологически. Кроме того, мы не сориентировались на рынке: к тому времени Windows уже добавил шифрование данных в свои разработки.

Вторым проектом стала программа Maxapt – система для отслеживания активностей сотрудника за компьютером. В этот раз ситуация складывалась лучше: программа привлекла небольшие компании и стала приносить первый доход. Но разработку были вынуждены отложить: и мне, и партнеру пришлось сконцентрироваться на аспирантуре (я защищал кандидатскую в Пензенском технологическом университете). Время – самый ценный и дорогой ресурс, который вы должны иметь, чтобы полноценно развивать свой проект.

И только в 2008 году я создал компанию “Инфомаксимум”. Это были непростые времена: я и еще несколько студентов занимались научными разработками на грантовое финансирование. К примеру, Фонд Бортника финансировал нашу разработку проморобота. Когда становилось совсем тяжело, выполняли на заказ дополнительные коммерческие разработки. Стоит понимать, что любые внешние инвестиции неизбежно влекут за собой ограничение в действиях и пристальный контроль со стороны спонсора. Так фонд был заинтересован научной стороной вопроса: исследования, разработка алгоритма. В то время как маркетинг, продвижение, продажи оставались второстепенными, хотя именно они требовали больших вложений, времени и профессионального подхода. В итоге проект перестал развиваться.

Чуть позже мы взялись за разработку системы мониторинга рабочего времени, совмещенной с управлением проектами “Кофеплан”. Продукт получился качественным и интересным. Мы думали, он сразу заинтересует рынок и все начнут его рекомендовать друг другу. Мы не учли, что рынок уже насыщен различными подобными предложениями (около 500 игроков на тот момент), а это означало, что от компании потребуются невероятные бюджеты на маркетинг “Кофеплана”. Наивно думать, что именно ваш продукт самый уникальный и самый нужный и только поэтому о нём все сразу узнают и тут же купят.

Мы честно и тщетно пытались вытянуть этот проект. Не вышло.

 

Точка перелома и новый проект

Что происходило в момент, когда и очередной проект пришлось закрыть? Демотивация в команде и бюджет на нуле. Вариантов оставалось не много: либо мы что-то срочно создаем, либо прекращаем работу и закрываем компанию.

Проанализировав ситуацию, решили, что оптимальнее всего вернуться к старым разработкам. Еще одна попытка – система учета рабочего времени. Начали работу над прототипом и за два месяца он был готов: к середине 2013 года у нас была “сырая” версия CrocoTime. Но даже в таком виде система заинтересовала рынок и состоялись первые продажи, что финансово и морально подпитало команду. Это позволило продолжить работу над проектом. Сегодня CrocoTime – это единственная система учета рабочего времени, которая подходит для использования в крупных компаниях и способна мониторить рабочее время 10 000 сотрудников. Кроме того, она лояльна к сотрудникам: не делает скринов рабочего экрана и снимков веб-камеры, не ведет видеозапись, не анализирует личную переписку. Мы “шлифуем” систему постоянно: добавляем новый функционал, улучшаем интерфейс, усиливаем технические показатели. В прошлом месяце, кроме “классических” показателей продуктивного и непродуктивного времени, добавили категорию “непрофильное” время, которую давно запрашивали клиенты.

В этом проекте решили не привлекать внешних инвестиций и работать над ним своими силами. Сегодня CrocoTime пользуются Газпром, ООО “Алроса”, Тинькофф кредитные системы, Группа ГАЗ, Hellman Worldwide Logistics, ОМК, Протек, Yamaha Панавто и др.

Было ли легко? Не было, да и сегодня приходится быстро ориентироваться в ситуации и принимать серьезные стратегические решения для дальнейшего развития бизнеса. Не обольщайтесь благоприятной ситуацией: останавливаться в бизнесе – значит пропустить конкурентов вперед. Прошлый год принёс и экономический кризис, и санкции, и импортозамещение. И похоже, что это далеко не конец.

План один – действовать быстрее, чем это делают конкуренты. Любая ошибка, любой просчет, любая задержка в стартапе всегда выражается в конкретных финансовых показателях. С той лишь разницей от “бизнеса с давней историей”, что на молодом проекте все это сказывается в разы быстрее и болезненней.

 

Оставить комментарий

Ваш E-Mail не будет опубликован.


*