Иерархия потребностей по Маслоу как способ проверки идей для стартапов

Как бы безумно ни звучал заголовок, смысл в нем есть.

Идея для бизнеса (будь то технологический стартап и пельменная) может прийти спонтанно. Это не значит неожиданно — но катализатором при этом будет служить совершенно случайное обстоятельство, вроде прочитанной строчки в журнале или увиденной уличной сцены.

“Если нужны хорошие идеи, надо несколько часов вообще не думать про бизнес. Я часто катаюсь на велосипеде по 3–4 часа, проветришь голову — сразу по-другому мыслить начинаешь, более ярко, четко. В принципе удачные идеи могут появиться в самых разных местах и ситуациях. ” — Олег Тиньков неплохо отразил суть.
За идеей всегда следует анализ и критика. Применять для этого просто “здравый смысл” часто недостаточно. CB Insights предложили оригинальную классификацию ИТ-стартапов по иерархии человеческих потребностей, которую можно применять как шпаргалку при проверке идеи:

маслоу

Мы добавили еще пару ступеней потребностей и дополнили их стартапами, чтобы иерархия соответствовала оригинальной пирамиде Маслоу (хотя, как известно, сам Абрахам Маслоу никогда не рисовал пирамид в своей теории, но не суть).

Итак, как эту пирамиду можно применять:

  • Быстро проверить новую идею на “попадание” в потребности аудитории. Это важно с точки зрения позиционирования стартапа, чтобы он внезапно не стал “всем и сразу”. Делаете образовательный проект — значит, ваш стартап попадает в категорию потребностей “познание”. Делаете образовательный проект для дизайнеров с элементами социальной сети — значит, он захватывает сразу три ступени: “эстетика”, “познание” и “уважение и признание”.
  • Оценить, какие у вас будут конкуренты. Понятно, что на нашей схеме приведена только малая часть всех проектов, однако с ней будет легче понять, кто занимает ту же ступень, что и вы. Делаете стартап по защите информации? Взгляните на ступень “безопасность” (кстати, технологический бизнес в этой сфере — тренд, недавно делали обзор таких стартапов).
  • Оценить связанные потребности и возможности масштабирования. Вероятность того, что ваш проект будет удовлетворять одновременно и физиологические потребности пользователя, и его желание самореализоваться — очень маленькая (ступени находятся в разных частях пирамиды). А вот “познание” и “эстетика” находятся по соседству — именно поэтому “принадлежность” и “признание” так хорошо соседствуют в любой социальной сети.

Саму теорию не устают подвергать критике, и она, конечно, справедлива только для большинства людей. Например, альпинист, который взбирается на вершину, жертвует физиологическим комфортом ради самореализации. Кто знает, может быть, специально для них скоро появится свой стартап на Crunchbase.

Студия Михаила Кечинова

1 Комментарии

  1. Интерестно, спасибо.

Оставить комментарий

Ваш E-Mail не будет опубликован.


*